Как
Уругвай - маленькая страна в Южной Америке сразилась с табачным гигантом Philip
Morris International и победила его! Таким образом, если власти страны захотят
победить курение, то могут это сделать.
Автор: Melissa Walton-Shirley (https://www.medscape.com/viewarticle/911748?src=WNL_infoc_190427_MSCPEDIT_uruguay&uac=186787BX&impID=1947536&faf=1)
Перевод
статьи сделан с незначительными сокращениями.
Признаюсь, что сначала я даже не знала, расположен ли Уругвай
на западном или восточном побережье Южной Америки. Даниэль Дж. Пинейро, доктор
медицины из Аргентины рассказал обнадеживающую историю о том, как решимость
одного президента спасти нацию привела к революционному упадку употребления
табака в Уругвае. Затем его преемник столкнулся с Philip Morris, одной из крупнейших и наиболее влиятельных табачных
компаний в мире. Несмотря на то, что я была убежденным защитником табачного
дыма почти всю свою жизнь, я никогда не слышала эту историю.
Но сначала немного об Уругвае. ВВП этой страны
составляет около 60 млрд. US$
при населении 3,4 млн. человек (примерно 1% населения США). Это примечательно,
учитывая, что годовой доход Philip Morris
International составляет 78 миллиардов долларов, а количество сотрудников
этой компании составляет 80 600 человек.
Вот где это становится еще интереснее.
В 2003 году президент Уругвая Хорхе Батлье и
Генеральная ассамблея Уругвая одобрили Рамочную конвенцию Всемирной организации
здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ). РКБТ ВОЗ является первым
договором, заключенным под эгидой ВОЗ. Его основные меры включают в себя:
Ценовые
и налоговые меры по снижению спроса на табак.
Неценовые
меры по снижению спроса на табак, а именно:
·
Защита от воздействия табачного дыма;
·
Регулирование содержания табачных
изделий;
·
Регулирование информации о табачных изделиях;
·
Регулирование упаковки и маркировки
табачных изделий;
·
Образование, координация, обучение и
информирование общественности;
·
Сокращение рекламы, продвижения и
спонсорства табака; а также
·
Меры по снижению табачной зависимости и
прекращения курения.
В 2006 году преемник Батлье, президент Уругвая Табаре
Васкес, который также является онкологом, начал принимать всеобъемлющее
законодательство о курении. Уругвай стал первой страной в Латинской Америке,
которая запретила курение в закрытых общественных местах. В 2008-2010 годах министерство
здравоохранения Уругвая постепенно проводило кампанию по освобождению от
табачного дыма "Libre de Humo de
Tabaco".
В ответ Philip
Morris International подала в суд на Уругвай. Компания заявила, что
антитабачная политика нарушила договор между Уругваем и Швейцарией, где
базируется Philip Morris International.
Были два ключевых вопроса, которые вызвали иск [1]:
Закон требовал, чтобы, по крайней мере 80% всей
сигаретной упаковки имели изображения, предупреждающие о вреде курения для здоровья;
а также табачным компаниям было запрещено продавать различные версии сигарет
одной и той же марки, что фактически запрещало продажу «легких» сигарет.
Пример простой сигаретной упаковки, изображающей
риск курения для здоровья.

(на упаковке написано: "Когда ты куришь, ты воняешь". Ниже- "Курение вызывает зловонное дыхание, пятна на зубах и неприятный запах")
Компания попыталась обойти законодательство, просто
изменив цвет их упаковки, чтобы предложить «более легкие» версии своего
продукта. Уругвай ответил, что, поскольку у «легких» версий нет доказанной
пользы для здоровья, им также будет запрещено предлагать упаковку разного
цвета. Philip
Morris
International расценил этот шаг как
нарушение их прав на интеллектуальную собственность, и они потребовали
компенсацию в размере 25 миллионов долларов. Сильвина Эчарте Асеведо,
юрисконсульт министерства здравоохранения Уругвая, в интервью газете «Independent» сказала: «Они нас
запугивают, потому что мы маленькие. Это как Давид и Голиаф».
После шестилетнего судебного разбирательства 8 июля
2016 года Международный центр по урегулированию инвестиционных споров вынес
решение в пользу Уругвая. Дело было прекращено, и Филипу Моррису было приказано
заплатить Уругваю 7 миллионов долларов за судебные издержки. Поразительный
результат.
В результате усилий и преданности идее прекращения
курения двух президентов, сети защитников здоровья, уровень курения в Уругвае между
2006 и 2011 гг. снизился с 39% до 30%
среди мужчин и с 28% до 19% среди женщин. Курение молодежи также сократилось [2].
Пинейро представил короткое видео президента
Васкеса, который с гордостью и уверенностью провозгласил, что «все страны,
которые проводят или готовятся к осуществлению аналогичной политики, могли бы
извлечь уроки из этого урока». По-видимому, Соединенные Штаты еще не
одна из них. На последнем слайде презентации Пинеро просто говорится: «Табаре Васкес, Hero de la salud [герой
здоровья] 2018 года», потому что Васкес был удостоен звания Панамериканской
организации здравоохранения / Всемирной организации здравоохранения, Герой
американского здравоохранения в прошлом году.
Теперь, как никогда, наш Белый дом в США может
использовать своего героя в борьбе против табачной зависимости. Соединенные Штаты продолжают тратить 170
миллиардов долларов в год на прямую медицинскую помощь при заболеваниях,
связанных с табаком [3], так как табачная
промышленность тратит 9 миллиардов долларов на рекламу и маркетинг [4].
Разве мы не можем собрать все эти миллиарды долларов вместе и сделать много
хорошего вместо этого?
Пинейро напомнил, что США не подписали РКБТ ВОЗ. Не
станет ли одним из величайших наследий от имени любого президента США спасение 480 000 граждан, потерянных в результате
употребления табака каждый год? [5]
В ответах на вопросы после презентации Пинейро один
из слушателей подошел к микрофону и спросил: «Почему мы не можем вообще
запретить табак?» Ответ в том, что у Big
Tobacco есть спрятанные
щупальца в каждом городе, где разрешено курить, или они могут пустить их в ход,
чтобы подготовиться к бою. Они одновременно обхаживают и запугивают политиков на
местном, государственном и федеральном уровнях. Они направляют «право владельцев бизнеса на выбор»
в политическую пропасть. Они используют тактику запугивания, что «ваше
предприятие закроют», если вы не погружаете своих покровителей в облако дыма,
ложь, которая была опровергнута [6,7].
Другая проблема заключается в том, что мы,
медработники, слишком заняты, чтобы собирать подписи на улицах против курения,
чтобы произвести впечатление на наши городские советы, и мы не тратим время на
то, чтобы не только говорить, но и кричать, что умирание и смерть, связанные с табаком, в значительной
степени предотвратимы. Если мы просто потратим несколько минут в день, чтобы
опубликовать последние данные
исследований о вреде курения в социальных сетях, прочитать лекции в школах и дать интервью на эту тему местной
газетой, подумайте о полезном долгосрочном воздействии этих мер.
Пришло время призвать Соединенные Штаты подписать
РКБТ ВОЗ. Кажется, это было бы довольно легко. Страны, которые не подписали
Конвенцию к 29 июня 2004 года, могут все же сделать это путем присоединения,
что является одностадийным процессом, эквивалентным ратификации. Он хранится в
штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, недалеко от башни
Трампа.
Если небольшая страна, такая как Уругвай, может
сделать так много, имея ограниченные ресурсы, мы в Соединенных Штатах должны
повесить голову, пока не найдем способ победить Большой Табак на еще более
высоком уровне. Давайте послушаем это для крошечного, но могучего Уругвая. Мир
в долгу перед ними.
Я хотел бы поблагодарить 7-й ежегодный Симпозиум ACC по преодолению проблем со
здоровьем в развивающихся странах за то, что он также привлек внимание к этой
теме.
Ссылки:
1.
Roache
SA, Gostin LO, Bianco Fonsalia E. Trade, investment, and tobacco: Philip Morris
v Uruguay. JAMA. 2016;316:2085-2086.
2.
University
of Waterloo, Waterloo, Ontario, Canada; Centro de, Investigación para la
Epidemia del Tabaquismo and Universidad de la República, Uruguay, The
International Tobacco Control Policy Evaluation Project. ITC Uruguay national
report findings from the wave 1 to 4 surveys (2006-2012). August 2014.
3.
Xu
X, Bishop EE, Kennedy SM, Simpson SA, Pechacek TF. Annual healthcare spending
attributable to cigarette smoking: an update. Am J Prev Med. 2015;48:326-333.
4.
Federal
Trade Commission. Federal Trade Commission cigarette report for 2016 and
Federal Trade Commission smokeless tobacco report for 2016. 2018.
5.
The
health consequences of smoking—50 years of progress: a report of the Surgeon
General. SurgeonGeneral.gov.
6.
Glantz
SA. Smoke-free restaurant ordinances do not affect restaurant business. Period.
J Public Health Manag Pract. 1999;5:vi–ix.
7.
Scollo
M, Lal A, Hyland A, Glantz S. Review of the quality of studies on the economic
effects of smoke-free policies on the hospitality industry. Tob Control.
2003;12:13-20.
Комментарии
Отправить комментарий